Информационно-библиотечная служба

Роль школьной библиотеки

в учебном процессе

   «Что бы вы ни делали,

чем бы вы не занимались,

вам всегда понадобится умный

и верный помощник — книга.»
Самуил Маршак

       Библиотека в школе . Что это?

Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки — функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.

Школа ставит задачу — создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.Информационно-библиотечная служба

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативними технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе — внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.

 

В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор — фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

4)Фактор — читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя — ребенка.

Информационно-библиотечная службаШкольная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудио материалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.

«Библиотека в школе больше, чем просто библиотека».  Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.

Библиотека  СОШЛ №2 имени Н.С.Баранова  выполняет следующие задачи:

  • воспитание у учащихся  информационной  культуры,  любви  к книге, культуры     чтения,     умения     пользоваться     библиотечным     фондом (учебниками, художественной, справочной  литературой);

  • привитие  школьникам     потребности     в     систематическом     чтении литературы   для   развития   творческого   мышления,    познавательных интересов и способностей, успешного усвоения школьных программ;

  • обеспечение методической   литературы    педагогических   работников школы;

  • обеспечение и комплектование библиотечного     фонда     новыми учебниками,    программами    и    периодическими    и    методическими изданиями;

  • всемирное содействие    повышению    методического    педагогического мастерства учителей, и других работников школы путем пропаганды педагогической литературы и информации о ней;

  • работать с   учащимися,   учителями,   администрацией   и   родителями, способствуя реализации задач школы.

Ресурсы школьной библиотеки доступны всем: учащимся 1-11 классов и персоналу школы. Обслуживание учащихся необходимой информацией ведется в двух отделах: абонемент и читательский зал.

С начала учебного года выдаются учебники по 1 экземпляру каждому ученику, не хватающие учебники, родители  приобретают сами.

Работает читательский зал, читателями которого являются учащиеся, работники школы. Ежедневно ведется запись новых читателей.

Под учебный фонд выделено отдельное помещение, которое оборудовано стеллажами, шкафами и инвентарем согласно  «Положения о библиотеке общеобразовательных учреждений».

 Обеспеченность учащихся учебниками 50 % в соответствии с ГОС и учебными программами.

 В воспитательной и внеклассной работе активное участие принимает библиотека. Проводятся читательские конференции, оформляются книжные выставки новых поступлений, методической литературы, обзоры книг и беседы с учащимися.

Библиотека оказывает помощь классным руководителям в подборе литературы для проведения классных мероприятий.

Информационно-библиотечная служба

В фонде  имеются:

Всего:  25 997   книг;

Учебников : 17 628 книг;

Из них,  по проекту «Жаны китеп»:   4390 книг;

Художественной литературы: 8 369 книг.

 

Ремонт книг — в течение года по мере необходимости проводятся учащимися совместно с библиотечными секторами класса. Также, в школе есть кружок «Живи книга», где ребята вместе с школьным библиотекарем Смирновой Л.В., дают вторую жизнь книгам.

 

В конце учебного года перед сдачей учебников, проводятся  беседы с родителями учащихся по поводу бережного отношения к книгам.

 

 

А так же в нашей школе появилась электронная библиотека, где каждый учащийся нашей школы может сделать проекты или уроки. 

Информационно-библиотечная служба Информационно-библиотечная служба Информационно-библиотечная служба Информационно-библиотечная служба